Проект 'ПОтребитель'
Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы
Законы | Ссылки | О проекте | Off topic


Юридическая база Информационных Технологий в Республике Молдова

Середа С.А., докторант Экономической Академии РМ

Как и на других рынках, на рынке Информационных Технологий (ИТ) действуют производители/продавцы ИТ, а так же их покупатели/потребители. На этом рынке распространяются продукты информационного бизнеса - информационные продукты и услуги. При этом информационные продукты далеко не исчерпываются программным обеспечением (ПО) и, довольно часто, даже не имеют прямого отношения к ЭВМ. Рынок ИТ в настоящий момент проходит этап бурного развития и роста, а информационные продукты внедряются практически во все сферы человеческой деятельности. В такой ситуации довольно остро становится проблема регулирования экономических взаимоотношений на данном рынке для обеспечения соблюдения прав и обязанностей экономических агентов, а так же соблюдения государственных интересов. Кроме спроса и предложения на товары мощным регулирующим фактором является государство, использующее различные рычаги управления, такие как законодательная защита прав агентов рынка, а так же контроль за исполнением их обязанностей, лицензирование предприятий-производителей, сертификация и стандартизация продукции, управление качеством и др.

На текущий момент ситуация на рынке ИТ в Республике Молдова регулируется Конституцией, Уголовным Кодексом, законами: "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О стандартизации",
"О товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров", "Об авторском праве и смежных правах",
"О патентах на изобретения", "О купле-продаже товаров", "О защите прав потребителей", "О коммерческой тайне", "О государственной тайне"; а так же международными договорами и соглашениями.

Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" "определяет правовые, организационные и экономические основы выдачи лицензий ... и принимается с целью обеспечения строгого соблюдения стандартов и квалификационных требований, ... обеспечения защиты интересов и безопасности личности, общества и государства". Законом устанавливаются условия и процедура выдачи лицензий, сроки их действия, ответственность за нарушение закона, а так же виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию. Среди указанных видов деятельности упоминается оказание таких информационных услуг как проектирование, установка, техническое обслуживание и эксплуатация сетей передачи данных, и предоставление услуг посредством этих сетей; деятельность учебных заведений всех уровней, учреждений и курсов повышения квалификации и переподготовки кадров; негосударственная охранная деятельность и обеспечение безопасности; разработка, производство, приобретение и реализация шифровальной техники, техническая помощь и профилактика шифровальных и других специальных средств хранения, обработки, передачи, снятия и записи информации и предоставление услуг по шифрованию; криптографическая и инженерно-техническая защита информации, разработка криптоалгоритмов и проведение криптографического анализа; специальные обследования технических средств и сооружений в целях защиты от утечки информации по техническим каналам; разработка шифров; и подготовка кадров в области криптографии.

При помощи лицензирования обеспечивается государственный контроль над важными направлениями деятельности в области ИТ. К сожалению, в данном списке охвачена лишь очень узкая область ИТ, связанная, в основном, с техническими средствами обеспечения безопасности, важными с точки зрения соблюдения государственной тайны. Совершенно не упоминаются такие важные виды информационных услуг как разработка политики информационной защиты компьютерных систем, проектирование и реализация систем защиты информации, анализ защищенности компьютерных систем, разработка специализированного ПО, консультационная деятельность и множество других видов продуктов и услуг, составляющих практически 90% рынка ИТ.

Законом "О стандартизации" устанавливаются правовые основы системы государственной стандартизации и сертификации товаров и услуг реализуемых на территории республики Молдова, принципы государственного контроля за их соблюдением, а так же меры ответственности за нарушение положений закона. Закон является универсальным и применим к любым товарам и услугам, в том числе информационным.

Основным недостатком, в данном случае, является не изъян в законодательном акте, а отсутствие каких бы то ни было нормативно-технических документов, относящихся к информационным продуктам и услугам. Таким образом, формально, существование рынка ИТ в Республике Молдова нарушает законодательство.

При помощи закона "О товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров" обеспечивается защита прав на товарные марки и знаки, которая производится на основании их регистрации в Государственном агентстве по охране промышленной собственности. В законе оговариваются требования и условия регистрации товарных знаков и марок, права их обладателей и меры их государственной защиты. До настоящего времени практически не было случаев несанкционированного использования товарных марок производителей на рынке ИТ (За исключением нескольких программных злоупотреблений типа "троянский конь").

Закон "Об авторском праве и смежных правах" "регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, искусства и науки (авторское право)..." и распространяется на ИТ (в основном на ПО). В тексте закона явно оговариваются программы для ЭВМ и базы данных, остальные же информационные продукты и услуги регулируются общими положениями данного акта. Указанная ограниченность закона создает значительные проблемы при защите прав на комплексные продукты, включающие в себя разработанную технологию автоматизированной обработки данных (АОД), ее программную реализацию и набор связанных с этим услуг, например Интернет-приложения и др. Кроме того, в законе явно оговорено, что "авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы или открытия". Таким образом, затруднительно или вообще невозможно защитить права на нетехнические изобретения и новые разработки в области ИТ. В отличие от объектов интеллектуальной собственности, права на которые подтверждаются лишь их государственной регистрацией, авторские права не определяются однозначно. В законе указано, что "авторство на произведение принадлежит лицу (лицам), под именем которого было обнародовано произведение, если нет доказательств иного", такая нечеткая формулировка создает дополнительные сложности на рынке ИТ, где обычно существует множество конкурирующих аналогичных информационных продуктов. Более того, подтверждающее официальную регистрацию произведения "свидетельство ... не может служить презумпцией авторства" и "при возникновении спора регистрация может быть признана судом в качестве презумпции авторства, если не будет доказано иное". Данные положения создают потенциальную возможность безнаказанного нарушения авторских прав на ИТ, и ПО в частности, так как окончательное признание прав авторства может быть произведено лишь в результате судебного разбирательства, расходы на которое могут многократно превысить стоимость продаваемого продукта.

Закон "О патентах на изобретения" защищает права на интеллектуальную собственность и оговаривает требования к изобретениям, условия и процедуру получения патентов. В законе явно указано, что "научные теории и математические методы", а так же "алгоритмы и программы для вычислительных машин" не являются патентоспособными. Данным положением разграничиваются права на интеллектуальную собственность и авторские права. При помощи патентов защищаются такие компоненты ИТ как устройство различных технических средств связи, съема и хранения данных, аппаратного обеспечения ЭВМ и т.п., а так же технологии АОД и др.

В настоящий момент на территории Республики Молдова, в отличие от других стран, практически не применяется патентная защита ИТ.

Законом "О купле-продаже товаров" определяются "основные принципы регламентирования коммерческих отношений между экономическими субъектами, вытекающих из правовых (договорных) форм". Этот закон оговаривает права и обязанности обеих сторон заключаемых сделок и осуществляет регулирование договорных отношений. Он является универсальным и содержит положения о свободе договора, равенстве сторон, защите прав сторон, толковании договора и т.п. В настоящий момент при реализации информационных продуктов и услуг этот закон часто нарушается в сторону неоправданного ущемления прав покупателей.

Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения на рынке ИТ с точки зрения защиты потребителей. Данный закон не содержит никаких явных упоминаний ИТ, но он так же является универсальным и регулирует отношения продавец-потребитель на любых рынках, в том числе и на рынке ИТ. Закон "О защите прав потребителей" гарантирует покупателям продуктов ИТ ряд прав, обеспечивающих им защиту от риска приобретения товаров, наносящих вред жизни, здоровью или безопасности; полную и достоверную информацию о товарах и услугах; возмещение ущерба от товаров и услуг ненадлежащего качества или иных недостатков товаров; при этом оговаривается, что потребитель имеет право на возмещения ущерба независимо от того, состоял он в договорных отношениях с хозяйственным субъектом, поставившим опасный товар, или нет.

Реализация данных прав подразумевает предварительный анализ продуктов ИТ и распространение его результатов среди потенциальных потребителей, что частично противоречит положениям закона "Об авторском праве и смежных правах", запрещающим декомпиляцию и анализ ПО. Кроме того, права потребителей делают незаконными многочисленные запрещения и "ограниченные гарантии", звучащие практически во всех лицензионных соглашениях на предоставление продуктов ИТ.

Закон так же накладывает ряд ограничений на производителей/продавцов, заключающихся в усилении некоторых положений закона "О купле продаже" и ряде требований по обеспечению оговоренных выше прав потребителей.

Так же в законе сказано, что "органы государственного контроля обязаны осуществлять контроль за качеством товаров, в том числе импортных, и оказываемых услуг ... требования к товарам, обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья потребителей, а также охрану окружающей среды, являются обязательными и должны устанавливаться нормативно-технической документацией". Данным положением оговаривается функция государства по управлению качеством продукции, что вкупе с сертификацией товаров может обеспечить достаточно четкое регулирование рынка ИТ. В тоже время в законе есть фраза "при отсутствии в нормативно-технической документации на товары показателей безопасности органы государственного контроля после обнаружения данного факта обязаны незамедлительно запретить реализацию товаров до разработки и введения в действие в установленном порядке необходимой документации".

Исходя из вышеприведенного положения, можно заключить, что реализация любых продуктов и услуг, связанных с ИТ, является незаконной на территории Республики Молдова с момента принятия данного закона, так как до настоящего времени не существует нормативно-технической документации с показателями безопасности информационных продуктов и услуг, что уже было указано в комментарии к закону "О стандартизации".

Закон "О коммерческой тайне" охраняет "не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам" от их передачи третьим лицам со стороны сотрудников фирм-разработчиков ИТ. Коммерческой тайной можно объявить сведения, не составляющие государственной тайны и не защищенные авторским и патентным правами. К сожалению объявление информации коммерческой тайной не может воспрепятствовать ее разглашению третьими лицами, получившими ее в результате анализа информационного продукта.

Закон "О государственной тайне" охватывает "защищаемые государством сведения в области его военной, экономической, научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, разглашение, утрата, похищение либо разрушение, распространение, разглашение, утрата, похищение либо разрушение которых может нанести существенный ущерб безопасности Республики Молдова", а так же информацию "о системе правительственной и об иных видах специальной связи, о государственных шифрах, методах и средствах их анализа" и "о методах и средствах защиты секретной информации". Этот закон обеспечивает дополнительную защиту интересов и информационной безопасности государства, наряду с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Рассмотренные выше законодательные акты предназначены или применимы для регулирования рынка информационных технологий. К сожалению, большинство экономических агентов под регулированием рынка ИТ понимают защиту авторских прав на ПО, что вызывает ряд затруднений с применением остальных законов.

Так называемой "пограничной зоной" применимости регулирующего ИТ законодательства в настоящий момент является сфера торговли ЭВМ, комплектующими, оргтехникой, периферийными устройствами и т.п. В силу "материальности" данного вида товаров, к ним, с точки зрения участников рынка, применимы законы, регламентирующие куплю-продажу, права потребителей, права на интеллектуальную собственность и т.п. В то же время для оргтехники, в настоящий момент, не существует четкой и согласованной нормативно-технической базы, регламентирующей все аспекты ее реализации, использования и безопасности. Таким образом, большинство обращений по удовлетворению законных прав участников рынка (например, прав потребителя) заканчиваются плачевно (безрезультатно). И происходит это не из-за недостаточности законодательной базы, а по причине юридической безграмотности большинства экономических агентов на рынке ИТ, а так же отсутствия государственного стимулирования. Если же говорить о таких видах деятельности как разработка ПО, СОД, БД, то здесь отсутствие нормативно-технической базы усугубляется еще и нематериальным характером большинства информационных продуктов и услуг, что, чисто с психологической точки зрения, ощутимо препятствует применению экономическими агентами законодательства для защиты своих прав, а так же для выяснения своих обязанностей. В частности, в силу вышеописанной ситуации, на территории Республики Молдова практически невозможно защитить свои права на интеллектуальную собственность, и , вместе с этим, на рынке ИТ не соблюдается практически ни одного права из законных прав потребителя. Анализ законодательной базы ИТ в Молдове позволяет сделать ряд выводов. Во- первых, существующих законов вполне достаточно для осуществления регулирования отношений на рынке ИТ. Во-вторых, основной проблемой является не несовершенство законодательной базы (хотя такой момент так же присутствует), а отсутствие практического применения существующих норм. Таким образом главная задача заключается в обеспечении исполнения юридических положений, что в большей степени является задачей административного характера. Кроме того, проблему усугубляет незнание участниками рынка ИТ законодательно базы по данной проблематике и/или нежелание ее использовать. Следовательно, проблема регулирования рынка ИТ имеет ту же природу, что и аналогичные проблемы в других областях, и чтобы ее решить необходимо "заставить законы работать", для чего уже существуют разработанные методы.

Исходя из сложившейся ситуации, кажется целесообразным принять ряд мер по нормализации законодательного регулирования отношений между субъектами рынка ИТ. Среди таких мер могут быть:



С автором можно связаться:

По телефону (+373) 2 24-71-96
По e-mail serge_sereda@hotmail.com



Наверх Письмо Web-мастеру