Проект 'ПОтребитель'
Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы
Законы | Ссылки | О проекте | Off topic


Перспективы охраны авторских и смежных прав в условиях распространения произведений через глобальные сети передачи данных


Середа С.А. (serge_sereda@hotmail.com)


Доклад представлен на
Четвёртой всероссийской научно-практической конференции
"Правовая охрана интеллектуальной собственности в современных технологиях",
Москва, Зеленоград, июнь 2004 г.


Развитие технологий обработки и передачи данных привело к массовому распространению персональных компьютеров (по данным IDC и eTForecast к 2005 году в мире будет насчитываться 892 миллиона пользователей персональных и 149 миллионов пользователей карманных ПЭВМ), а также появлению и росту глобальных информационных сетей (по данным NetCraft к 2003 году сеть Internet насчитывала порядка 40 миллионов серверов). Таким образом, возникла принципиально новая инфраструктура распространения информации. В первую очередь, она стала использоваться для передачи текстовой информации (в том числе, литературных и научных произведений), программного обеспечения и фотоматериалов. Позднее, успехи в области технологий сжатия данных, в частности, появление форматов MP3 и DivX/MPEG4, а также рост пропускной способности каналов связи, сделали возможным распространение аудио и видеопроизведений.

Механизм распространения произведений при помощи глобальных сетей передачи данных (Internet, CompuServe, AOL и т.п.) обладает рядом преимуществ, по сравнению с классическими системами распространения произведений:

  1. Независимость от географического расположения покупатели и продавца;
  2. Практическое отсутствие транспортных расходов;
  3. Мгновенная доставка оплаченного экземпляра покупателю;
  4. Глобальность и низкая стоимость маркетинговых мероприятий;
  5. Близкая к нулевой стоимость тиражирования экземпляров;
  6. Возможность создания централизованных тематических справочников-прейскурантов с системой поиска данных.

Эти преимущества придают "цифровому" распространению произведений большую привлекательность и являются экономическими предпосылками для его широкого использования.

В то же время, указанные преимущества являются и серьезными недостатками "цифрового" распространения произведений, так как они же создают оптимальные условия для распространения произведений без санкции правообладателя (т.н. "пиратства"). Ещё более осложняет ситуацию техническая невозможность запрета распространения произведений в электронной форме. Фактически, несанкционированное распространение произведения начинается с того момента как его "цифровой" экземпляр попадает в руки недобросовестного покупателя. В этом случае нулевая стоимость тиражирования позволяет использовать единственный экземпляр для покрытия всего теневого спроса на произведение.

Изначально, теневое распространение произведений происходило в ограниченных группах при помощи обмена носителями данных ("Small-Worlds Networks" [6]). С развитием Intenet появилась возможность сетевого обмена данными, что привело к появлению специализированных серверов, ориентированных на сбор экземпляров произведений и дальнейшее несанкционированное их тиражирование и распространение ("Central Internet Servers" [6]). Однако, с развитием системы правового регулирования Intenet, подобные серверы перешли на нелегальное положение. Данная ситуация послужила катализатором для развития сетей типа "точка-точка" (peer-to-peer), предназначенных исключительно для обмена (в т.ч. нелегального) "электронными" произведениями. Первое поколение этих сетей (Napster, Kazaa) имело топологию типа "звезда", центром которой являлся сервер "пиринговой" сети, а лучами - каналы связи с её пользователями. Подобная система была устойчивее к легальным претензиям, т.к. все передаваемые в такой сети материалы хранились у пользователей, сервер же предоставлял услуги связи между пользователями и предоставлял каталог распространяемых в сети материалов. Но закрытие Napster показало, что и подобные сети уязвимы. Это стимулировало появление второго поколения "пиринговых" сетей, отличающихся топологией типа "сеть" (Gnutella, eMule, Freenet). Подобные сети не нуждаются в центральном сервере и являются полностью распределёнными. В настоящее время предпринимаются попытки поставить подобные сети вне закона, однако, например Gnutella официально используется корпорацией RedHat для распространения ОС Линукс, её обновлений и программ для этой ОС. Таким образом, "пиринговые" сети переходят в разряд стандартных средств обмена данными, таких как Usenet и e-mail (которые, кстати, так же используются "пиратами"). Кроме того, так как существование "пиринговых" сетей зависит только от их участников, законодательное и административное регулирование в этой области представляется затруднительным. Вкупе с продолжающимся развитием подобных сетей, в частности, с применением средств обеспечения анонимности участников и криптографического закрытия передаваемой информации, эти факты позволяют строить неутешительные прогнозы насчёт перспектив противодействия подобным механизмам [6, 13, 14].

С другой стороны, аудио и видеозаписывающими компаниями, издательствами и производителями программного обеспечения постоянно проводятся исследования, направленные на поиск путей снижения потерь от теневого оборота произведений. Результатами подобных исследований являются многочисленные методы и способы борьбы с "пиратством". По нашему мнению, можно выделить следующие стратегии получения прибыли при "цифровом" распространении произведений:

Все вышеперечисленные стратегии обладают своими преимуществам и недостатками, но, по нашему мнению, наиболее приемлемыми с точки зрения соблюдения прав аудитории являются три последних стратегии [1, 4, 5, 8, 10, 11]. Их применение даёт доступ к произведению, не ограничивает прав на получаемый экземпляр произведения и, в то же время, позволяет распространителю получать прибыль.

Существует и другая причина, которая должна стимулировать переход к более либеральным стратегиям распространения произведений. Для её выявления необходимо проанализировать функции, которые выполняют издательства и аудио и видеозаписывающие компании. Это вёрстка, запись, или аранжировка произведения, создание оригинал-макета, тиражирование экземпляров, реклама, доставка и реализация экземпляров произведения. Практически все эти операции автор (физическое или юридическое лицо) сегодня способен выполнить самостоятельно, используя современные средства обработки данных. Об этом свидетельствует появление литературных и научных произведений, видеоклипов, аудиозаписей, компьютерных программ, которые создаются и распространяются автором самостоятельно. Таким образом, необходимость в посреднических услугах издательств и записывающих компаний постепенно падает. При этом сами авторы, как правило, намного либеральнее относятся к несанкционированному распространению своих произведений в глобальных сетях (примером может служить библиотека Мошкова - http://www.lib.ru ).

Видится целесообразной разработка распространителями произведений новых деловых приёмов, адекватных реальным современным условиям распространения произведений в "электронной" форме. В то же время, нам кажется маловероятной ситуация, в которой электронная коммерция полностью заменила бы издательский бизнес и индустрию аудио-видеозаписи. Иными словами, "силовые" методы борьбы с "пиратством" останутся в силе, но должны будут отойти на второй план.

Литература:

  1. Лемос Р. Эксперты: копирайт вредит технологиям. - Режим доступа к электрон. дан.: http://zdnet.ru/?ID=296902
  2. Майорова А. Программы, которые мы не покупаем / Известия, 1 марта 2004. - Режим доступа к электрон. дан.: http://online.izvestia.ru/tech/40778_print
  3. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. - М.: Книжный дом "Университет", 2002. - 432 с.
  4. О'Рейлли Т. Пиратство как прогрессивный налог и другие мысли об эволюции распространения контента в Сети // Русский Журнал, 30 января 2003. - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.russ.ru/netcult/20030130-pr.html
  5. Юдкевич М. Мир без авторских прав. - Режим доступа к электрон. дан.: http://old.computerra.ru/online/piracy/4451/ .
  6. Biddle P., England P., Peinado M., Willman B. The Darknet and the Future of Content Distribution / Microsoft Corporation, 2002. - Режим доступа к электрон. дан.: http://crypto.stanford.edu/DRM2002/darknet5.doc .
  7. Gayer A., Shy O. Copyright protection and hardware taxation / Information Economics and Policy. 2003. - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.elsevier.com/locate/econbase .
  8. Geller P.E. Copyright History And The Future: What's Culture Got To Do With It? // Copyright Society of the U.S.A. - 2000. P. 209-264.
  9. M. Jakobsson and M.K. Reiter. Discouraging software piracy using software aging. In Proc. 1st ACM Workshop on Digital Rights Management (DRM 2001), pages 1-12. Springer LNCS 2320, 2002. - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.ece.cmu.edu/~reiter/papers/2002/DRM.pdf .
  10. Katz A. A Network Effects Perspective On Software Piracy / Canadian Law and Economics Association, 2002. - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.chass.utoronto.ca/clea/AKatz.pdf .
  11. Shy O., Thisse J. F. "A Strategic Approach to Software Protection". Journal of Economics and Management Strategy 8, 163-190. 1999. - Режим доступа к электрон. дан.: http://ideas.repec.org/a/bla/jemstr/v8y1999i2p163-90.html .
  12. Takalo T. Essays On The Economics Of Intellectual Property Protection / Helsingin yliopiston verkkojulkaisut, Helsinki, 1999. - Режим доступа к электрон. дан.: http://ethesis.helsinki.fi/julkaisut/val/kansa/vk/takalo/essayson.pdf .
  13. The recording industry commercial piracy report 2003 / International Federation of the Phonographic Industry (IFPI). - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.ifpi.org .
  14. D.S. Wallach. Copy protection technology is doomed. IEEE Computer, 34(10):48-49, October 2001. - Режим доступа к электрон. дан.: http://www.cs.rice.edu/~dwallach/pub/copy-protection.pdf .



Авторские Права © 2004 Сергей А. Середа, © 2005 Движение ПОтребитель. Все права защищены.
За дополнительной информацией обращайтесь на consumer.cjb.net

Наверх На главную Письмо Web-мастеру