Проект 'ПОтребитель'
Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы
Законы | Ссылки | О проекте | Off topic


Стоит ли покупать видеомагнитофон VHS?


Формат видеозаписи VHS был разработан японской компанией JVC. Первые общедоступные видеомагнитофоны VHS (производства Philips) появились в Европе еще в 1972 году, а на официальном уровне стандарт VHS был утверждён в 1984 году. За прошедшие десятилетия потребительские требования к системам видеозаписи выросли, а у формата VHS и соответствующих ему видеомагнитофонов были обнаружены серьёзнейшие недостатки.

Однако у нас видеомагнитофоны VHS до сих пор беспрепятственно сертифицируются соответствующими государственными структурами (в частности, "Ростест-Москва") и нередко носят на себе гордый знак качества "РСТ". При этом техника VHS продается фирмами- производителями по невероятно высоким, для аппаратуры столь низкого качественного уровня, ценам. Информация о недостатках видеомагнитофонов VHS, как правило, ограничивается расплывчатыми формулировками или скрывается от потребителей за цифрами технических параметров.

Обратите внимание, что в профессиональной телевизионной деятельности техника VHS практически не используется (впрочем, нет, в регионах нашей страны изредка находятся отдельные телекомпании, у которых просто нет денег на что-либо другое).

Чтобы потребители знали, что ему навязывают компании-производители бытовой техники VHS, автор и написал эту статью.

Предварительно следует сразу заметить, что не только телевизионный, но и вообще любой сигнал, переданный/записанный в аналоговом виде, с _абсолютной_ точностью скопировать на другой носитель информации нельзя даже теоретически. На практике, особенно при многократном копировании, это становится особенно актуально. Поэтому основные технические причины дефектности VHS лежат именно в "аналоговости" этого формата, а также в аналоговости входного ТВ-сигнала.

Вернемся к нашим баранам, т.е., недостаткам техники VHS.

1. Запись в формате VHS производится с существенной потерей качества.

В ТВ сигнале, используемого в эфирном вещании на территории России и ряда европейских стран, количество горизонтальных строк, из которых строится изображение, равняется 625 (реально под изображение отводится несколько меньшее их количество). Разрешение видеомагнитофона VHS по горизонтали в любом случае составляет не более 280 строк, а как правило - около 240.

Соответственно, записанное изображение теряет резкость и чёткость, самые мелкие его детали вообще исчезают. На резких цветовых переходах размываются границы, появляются искажения (наиболее характерно для ТВ сигнала в некачественной, по сравнению с европейской PAL, российской системе SECAM). Всё это обусловлено тем, что при записи из- за недостатков формата VHS ТВ спектры сигналов яркости и цветности фактически сжимаются, естественно, с потерей части информации, а затем сигналы вообще смешиваются между собой. Впоследствии, при воспроизведении, не все из возникающих при этом искажений оказывается возможным скорректировать.

Кстати, в ряде видеомагнитофонов VHS предусмотрено два режима записи - наряду с обычным (SP, standard play), есть ещё "удлинённый" режим (LP, long play). Хотя в формате LP лента и используется в два раза экономнее, качество изображения становится значительно хуже, и в документации это далеко не всегда бывает отражено должным образом. В режиме LP теряется ещё больше деталей, цвета искажаются ещё сильнее, а "стоп-кадр", как правило, выводится вообще черно-белый. В некоторых видеомагнитофонах есть также режим SLP, обеспечивающий ещё большую продолжительность записи с еще худшим качеством, при этом его можно использовать только для записи сигнала в американской системе NTSC.

Выше речь шла только о недостатках формата. Однако видеомагнитофоны VHS, особенно дешёвые модели, и сами вносят искажения в записываемое или воспроизводимое изображение. Так, нередко при записи на изображении в течение 6-7 секунд фиксируются характерные помехи в форме "радуги". Ещё один источник помех - работа встроенных знакогенераторов видеомагнитофонов, которые используются для вывода экранных титров. Этот недостаток существует не только при записи, но и при воспроизведении кассеты, а также при просмотре сигнала с какого-либо из видеовходов видеомагнитофона.

Между тем, потеря качества изображения на кассете VHS не заканчивается и после записи, и причиной тому является неустойчивость носителя информации - магнитной ленты. Со временем под воздействием магнитного поля Земли, а также изменений температуры и влажности окружающего воздуха материал постепенно теряет свои свойства. Изображение, соответственно, теряет яркость и контрастность, ослабевают цвета. Использование более высококачественных лент позволяют лишь замедлить процесс разрушения изображения, но не остановить его полностью (во всяком случае, при хранении в бытовых условиях).

2. На видеомагнитофонах VHS практически невозможно осуществлять серьезные монтажные функции.

Причин тому очень много, в частности:

а) потеря качества изображения (и даже звука, хотя и в несколько меньшей степени) при каждом копировании видеоматериала.

б) заведомо введённая изготовителями либо обусловленная техническими недостатками инерционность управления - многие видеомагнитофоны VHS крайне медленно реагируют на подаваемые команды. Включаемый во многих моделях автоматически и без санкции пользователя режим энергосбережения увеличивает задержку реакции ещё больше.

в) дефектность реализации важнейших функций, в том числе:

- невозможность позиционирования ленты с точностью до 1 кадра. Как правило, минимальные единицы измерения на счетчике ленты - секунды, а за секунду в телевизионном сигнале передаётся 25 кадров. При выемке кассеты данные о позиции ленты теряются (что и понятно с учётом следующего дефекта);

- (часто) самопроизвольное перепозиционирование ленты при включении/выключении видеомагнитофона, установке и выемке кассеты и т.п.;

- медленная и неполная перемотка ленты (часто невозможно перезаписать самые первые несколько секунд ленты);

- невозможность ускоренного/замедленного воспроизведения изображения со звуком, с произвольно заданной скоростью и без помех;

- невозможность длительного "замораживания" изображения с помощью функции паузы;

- (часто) разрушение при перезаписи ранее записанного на ленте материала на несколько секунд вперёд. Т.е., если сюжет 1 записывается поверх сюжета 2, то после остановки записи сюжета 1 будет идти до 10-12 секунд мусора (сначала пустоты, а затем чрезвычайно искажённого "недостёртого" изображения), и лишь потом - остаток сюжета 2;

- (часто) отсутствие средств для нормального монтажа звукового сопровождения, невозможность даже записи звука без изображения (!!!);

г) не всегда полная совместимость видеомагнитофонов, произведенных различными фирмами.

Помимо несовместимости пультов дистанционного управления (а часто только с них доступны многие функции), следует упомянуть и разброс параметров видеоголовок.

То есть, изображение, записанное одним видеомагнитофоном, может выглядеть искажённым на другом. Для коррекции этого предусмотрена функция трекинга, которая обычно включается автоматически при начале воспроизведения новой (только что вставленной) видеокассеты, и отключить её какой-либо опцией, как правило, невозможно. В процессе "примерки" к параметрам кассеты звуковое сопровождение воспроизводится неправильно, с существенными искажениями. Более того, в ряде моделей функция трекинга включается при обнаружении каждого нового видеофрагмента на кассете, что ещё более неудобно.

Также следует заметить, что индексы для быстрого нахождения видеофрагментов, проставляемые одним видеомагнитофоном VHS, вполне могут быть пропущены при поиске другим.

И ещё один, безусловно, очень важный, пример несовместимости - большинство дешевых видеомагнитофонов и видеоплееров не поддерживает воспроизведение сигнала с лент, записанных в режиме LP. Точнее, такая запись отображается, но:

- с низким качеством;
- без цвета;
- что самое главное, в ускоренном в два раза виде и с ускоренным же звуковым сопровождением.

е) намеренное лишение пользователя (документированной) возможности отключения ряда "сервисных" функций, а также переопределения их работы или другого перепрограммирования, в том числе с помощью компьютера (к примеру, многие приёмники сигналов спутникового телевидения - ресиверы - имеют возможность такого перепрограммирования).

ж) отсутствие возможности нормального, без потери качества, сопряжения с внешними цифровыми устройствами обработки сигнала (в том числе с компьютерами).

При всей недоделанности собственных функций, видеомагнитофоны VHS не имеют выхода видеосигнала в цифровом виде, через который их можно было бы подключать к более совершенной аппаратуре. Впрочем, с учетом тех потерь качества изображения, которые происходят при записи, такой выход вряд ли может реально пригодиться (разве что для перевода "архивных" VHS-записей в цифровой формат).

3. Видеомагнитофоны VHS дефектны и как тюнеры эфирных ТВ сигналов.

"Полноценный" видеомагнитофон VHS отличается от пишущего плейера именно наличием собственного тюнера - приёмного блока, с помощью которого можно записывать передаваемые в эфире телепередачи. О качестве этих тюнеров мы здесь и поговорим.

а) тюнер видеомагнитофона VHS имеет встроенный формирователь высокочастотного телесигнала (поскольку не у всех телевизоров есть композитные входы), который нередко "перехлёстывается" с ДМВ-каналами эфирного ТВ, т.е. создает на них сильнейшие помехи. Причём шум не ограничивается одним частотным каналом (полосой в 8 МГц), страдают и смежные. При этом сместить частоту из, как правило, наиболее богатого телеканалами диапазона ДМВ, невозможно.

б) многие видеомагнитофоны VHS при работе сами очень сильно шумят на телевизионных частотах, особенно из диапазона МВ. Даже если высокочастотный выход видеомагнитофона не используется, изображение сильно искажается, смотреть и записать его с нормальным качеством оказывается невозможно. Иногда проблему можно в какой-то степени решить заземлением корпуса видеомагнитофона, но опыт показывает, что полностью избавиться от неё бывает невозможно.

в) в большинстве видеомагнитофонов VHS есть неотключаемая функция "синий экран", при которой при определённом снижении уровня телесигнала или отсутствии синхронизации экран действительно "закрывается" синим фоном. Это лишает пользователя возможности хоть как-то наблюдать или хотя бы слушать "слабый" телеканал. Иногда эта функция вообще срабатывает самопроизвольно.

г) ряд тюнеров при поиске сигнала пропускает "слабые", "на их взгляд", телеканалы и не дают возможности послушать радиоканалы, передаваемые без изображения (хотя в принципе такая возможность есть). Более того, многие видеомагнитофоны VHS не дают возможности сделать тонкую настройку на частоту телеканала, так как засоряют при этом изображение своими многочисленными титрами и не дают возможности оценить его изменение. В ряде тюнеров "шаг" настройки вообще слишком груб и не позволяет добиться идеального качества изображения.

Кроме того, качество изображения падает и из-за того, что видеосигнал неизбежно проходит через знакогенератор, используемый видеомагнитофоном для отображения меню, счётчиков и т.д., о чём уже упоминалось. Введённый в меню некоторых видеомагнитофонов пункт с названием вроде "OSD off" (меню, через которое он вызывается, он, правда, не выключает) эту проблему не решает - даже если никакая информация знакогенератором на проходящий через него сигнал не накладывается, качество этого сигнала всё равно в определённой степени падает. Документированной же в инструкции возможности физически убрать знакогенератор из тракта передачи видеосигнала нет ни у одной известной автору модели видеомагнитофона VHS.

4. Видеомагнитофоны и видеокассеты VHS ненадёжны.

Наиболее изнашиваемыми частями любой техники являются именно механические, движущиеся, узлы, а в ВКМ VHS таковых очень много (в их числе - и блок видеоголовок, вращающийся при работе). Усугубляет ситуацию и то, что шестерёнки лентопротяжных механизмов в целях снижения себестоимости производства изготавливаются из пластмасс, не обладающих достаточной механической прочностью и устойчивостью к изменениям температуры и влажности воздуха. Неизбежные нагрузки - трение при механическом контакте ленты с блоком видеоголовок, натяжение при загрузке и выгрузке кассеты - отрицательно сказываются на магнитной ленте. Справедливости ради следует добавить, что в той или иной степени всё это касается и более серьёзной техники, используемой в профессиональной телевизионной деятельности, хотя развитие технологий оптической и магнитооптической записи на сегодняшний день позволяет решить эти проблемы.

В заключение, чтобы создать у читателей некоторое впечатление о типичных "прелестях", предстоящих в случае покупки VHS ВКМ, автор приводит два примера из жизни:

Первый VHS ВКМ автора с самого начала оказался дефектным - тюнер создавал помехи на изображении всех принимаемых телеканалов. Через пару месяцев ВКМ удалось обменить на другой экземпляр той же марки, однако в нем обнаружился тот же дефект. Вернуть ВКМ фирме-продавцу не удалось. Лишь через несколько месяцев, после того, как в ВКМ залез таракан (очевидно, насекомых привлекают тепло и свет от встроенного дисплея), и верхняя крышка устройства была снята, выяснилось, что выдавленные на корпусе слова об "отсутствии внутри устройства регулировок, доступных пользователю", оказались ложью - на тюнере был обнаружен регулировочный винт, вращением которого помехи удалось устранить. Тем не менее, изображение ТВ каналов, получаемое с тюнера этого видеомагнитофона, всё равно искажено по сравнению с оригинальным.

Второй VHS ВКМ автора в течение 2-х лет эксплуатации несколько раз "зажевывал" видеоленты, в том числе записанные на нём же. В первый же год эксплуатации от незначительного толчка лопнула электронная плата с кнопками лицевой панели, из-за чего было сорвано проведение важной видеозаписи. На ремонт, притом, собственноручный (поскольку фирма-продавец не могла заказать эту запчасть у производителя), ушло более месяца. Более того, в этом году автору уже дважды приходилось разбирать ВКМ "до костей" - чтобы припаять на плате тюнера отваливающееся гнездо для телеантенны. Ещё одна проблема состоит в том, что устройства видеомагнитофона создают при работе массу помех на частотах некоторых телевизионных каналов. На запрос, посланный по этому и другим поводам в русское представительство фирмы-производителя, последовал издевательский ответ: "запрошенная вами информация не требуется для эксплуатации"..

Оба ВКМ произведены всемирно известными фирмами.

***

Уже после подготовки статьи автор установил, что даже Международный Союз Электросвязи (International Telecommunication Union) - одно из подразделений ООН, играющее решающую роль при стандартизации технических форматов и решений на мировом уровне - не только не признал формат VHS несовершенным и устаревшим, но до сих пор продолжает рекомендовать его как основной для "домашнего видео". Иные форматы в рекомендации МСЭ удостоились лишь "упоминания". Вот соответствующие выдержки:

Справка о рекомендации ITU-R BR.602-2, "EXCHANGE OF TELEVISION RECORDINGS FOR PROGRAMME EVALUATION", 1994 год:
"Changes have been proposed to delete reference to U-format whilst leaving only the VHS format as recommended for the international exchange of recorded programmes for programme evaluation."

Справка о рекомендации ITU-R BR.602-3, 1999 год:
"The new version of the Recommendation confirms the choice of the VHS videocassette format for that application, but it also reports on other practices currently in use in various parts of the world."

Что же, остаётся лишь выразить глубокое сожаление по поводу того, что МСЭ, таким образом, не признаёт за потребителями прав на высокое качество записи и сохранность их видеоинформации, и имеет при этом столь весомый мировой авторитет.

***

Делать выводы из всего вышесказанного автор предлагает читателям.



Наверх Письмо Web-мастеру