Проект 'ПОтребитель'
Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы
Законы | Ссылки | О проекте | Off topic


Куда ведёт нас Photoshop...


За графическим редактором Adobe Photoshop известно немало, мягко говоря, недостатков, вполне позволяющих судить о недобросовестности его разработчиков. Перечислю некоторые из этих проблем, которые при должном внимании со стороны корпорпации Adobe, согласитесь, никак не могли бы остаться незамеченными и нерешёнными:


1. Скорость работы Photoshop последних версий вызывает сильные сомнения в дОлжной оптимизированности программного кода - даже на мощном компьютере Photoshop пожирает массу ресурсов и при большом размере обрабатываемой графики "думает" чрезвычайно долго (за это время, если прибавить к нему продолжительность загрузки Windows 9X, творческий порыв у художника вполне может напрочь угаснуть).

2. Очевидно, продажа отдельных "русских" и прочих локализованных версий Photoshop дает Adobe какой-то навар (хотя локализованные версии выходят значительно позже оригинальных, англоязычных, и пользователям доставляются серьезные неудобства). Поэтому разработчики приняли все возможные и невозможные меры, чтобы максимально затруднить русифицирование оригинальной версии программы (или перевод её на другой специфический национальный язык):

- для вывода сообщений в среде программы используются не нормальные шрифты Windows TrueType, а собственные, в оригинальной версии не содержащие никакого набора символов, кроме "западноевропейского";

- даже в некоторых "русских" версиях Photoshop (не говоря уже об оригинальных) без проведения специальных, не описанных нигде в справке, действий печатать текст русскими шрифтами в ряде случаев невозможно (см. статью об этом на http://ixbt.stack.net/multimedia/adobepr5rus.html);

- даже если решить вышеописанные проблемы, в изначально англоязычной версии Photoshop все равно останутся разные "пакости" (будет невозможно, например, использовать в названии "слоев" русские буквы...)

3. В Photoshop реализован крайне непродуманный и неудобный интерфейс, как будто специально старающийся затруднить работу пользователей. Например:

- по сообщениям об ошибках при инсталляции или запуске Photoshop, как правило, невозможно выявить реальную причину ошибки. Более того, работа в Photoshop оказывается невозможной даже в случае возникновения некритичной для работоспособности программы ошибки. Например, при удалении DLL-файла системы Kodak KPCMS, устанавливаемой вместе с Photoshop, уже в самом конце загрузки Photoshop выводит чрезвычайно "информативное" сообщение "Could not initialise Photoshop because of a program error", и при нажатии единственной кнопки "OK" происходит принудительный выход. (Как известно, если DLL-библиотека _реально необходима для работы_, ссылки на её функции записываются в таблице импорта исполняемого файла, и факт её отсутствия обнаруживается системой в момент его запуска...);

- при инсталляции в реестре Windows 9X с Photoshp.exe ассоциируются файлы (например, те самые plug-in'ы, *.8bf), которые Photoshop'ом непосредственно (при двойном щелчке на них) загружены почему-то быть не могут (а времени на запуск Photoshop _только для того_, чтобы убедиться в этом, уйдёт уйма);

- если вызвано какое-нибудь внутреннее меню (для настройки Photoshop или его plug-in'а), _все_ способы выхода из Photoshop 5-й версии почему-то блокируются;

- для открытия файла вместо автоматического распознавания его формата придуманы два пункта меню - Open и Open As... Если формат файла не соответствует расширению, первый способ не работает, а со вторым приходится экспериментировать (при том, что пользователь Photoshop - _художник_ - в принципе совершенно _не обязан_ разбираться в форматах);

- Photoshop не дает никакой возможности пользователю отключить запись информации о последних открытых в нем файлах. Если пользователю в целях конфиденциальности нужно, чтобы она не сохранялась, её придется удалять из файла photos??.ini вручную.

- при сохранении файла в формате JPG Photoshop предлагает пользователям оценивать уровень качества картинки, не показывая её! Вместо этого при перемещении "ползунка", определяющего выбор между качеством и сжатием, вверху демонстрируются куда более "информативные", по мнению разработчиков Photoshop, надписи "Quality low", "Quality medium", "Quality high" и "Quality maximum" (кстати, и шаг этого ползунка, составляющий 10 позиций, слишком груб). Однако столь недостающая функция просмотра ("Preview") присутствует в диалоге, вызываемом при сохранении файла в формате GIF...

Поэтому когда я обнаружил новую, весьма неприятную, особенность Photoshop, меня поразил не её масштаб (хотя он _чрезвычайно велик_), а то, что она так долго остаётся нигде не описанной. Заинтересоваться же этой проблемой должен самый широкий круг лиц - отечественные web-мастера и web-дизайнеры, провайдеры и даже юристы.

***

Как говорится, начну издалека. Знаете ли Вы, что популярные графические редакторы от корпорации Adobe - Photoshop и ImageReady - несанкционированно, без ведома и возможности контроля со стороны пользователя, записывают во все сохраняемые JPG-файлы свои "инициалы"?

ImageReady записывает строки "Adobe ImageReady" и "Ducky". Photoshop, в зависимости от версии, "File written by Adobe Photoshopи 4.0", "File written by Adobe Photoshopи 5.0" или "File written by Adobe Photoshopи 5.2", а также слово "Adobe" и ещё несколько байтов, смысл значения которых известен только авторам Photoshop. На весь этот мусор, никак не влияющий на отображение JPG-файла, уходит около 60 лишних байтов.

* Справедливости ради надо сказать, что это делают и некоторые другие программы, работающие с графикой, однако этот факт, согласитесь, никак не может являться оправданием.

Когда я это выяснил, то решил просмотреть JPG-файлы в кэше своего броузера. И обнаружил, что большинство наших доблестных web-мастеров (можете сами это проверить, поискав в кэше своего броузера среди JPG-файлов те, что содержат строчку "Adobe") используют для создания JPG-картинок на своих сайтах именно Photoshop, причём, преимущественно, 5-й версии.

Чем же это так плохо? Я выяснил, что, мягко говоря, расточительность Photoshop отнюдь не ограничивается указанными 60 байтами. Photoshop как минимум 4-й и 5-й версий также по умолчанию * добавляет в JPG-файлы их уменьшенные "миниатюры", которые занимают достаточно много места.

Абсолютно _никакого_ влияния на отображение основной картинки "миниатюры" не оказывают. Впрочем, нет, негативное влияние как раз есть, и заключается оно в том, что файлы с миниатюрами не читаются некоторыми программами просмотра JPG-файлов (например, Apple QuickTime 2-й версии). _Ни одна_ программа редактирования, кроме самого Photoshop (и, возможно, других программ фирмы Adobe вроде того же ImageReady - они у меня не установлены), эти "миниатюры" не читает. Даже такой солидный редактор, как Fractal Design Painter.

* Кстати, запись этих "миниатюр" можно отключить, только указав в меню Image Previews значение Never Save. Если задать там значение Ask When Saving, Photoshop Вас всё равно спрашивать не будет и "миниатюру" таки-запишет. Заведомый обман пользователей, на который здесь идет Adobe, очевиден.

Однако миниатюры - это только "цветочки". "Ягодки" заключаются в том, что Photoshop 5-й версии в большинстве случаев резко увеличивает размер JPG-файлов за счёт добавления в них неких "цветовых таблиц", в которых, помимо полезных данных, упоминаются также адрес www.iec.ch, копирайт фирмы Hewlett-Packard и прочая чушь.

Насколько мне удалось выяснить, цветовые таблицы влияют на отображение картинок только в том случае, если для их просмотра используется сам Photoshop 5. Больше _никакие_ имеющиеся у меня программы, понимающие формат JPG (в том числе 5-й Internet Explorer и 4- й Netscape Navigator), этих таблиц не видят и при просмотре _никак_ не используют.

Photoshop ни одной из своих настроек не позволяет отключить запись "цветовых таблиц" и своей "подписи" в JPG-файлы. Как же их удалить? Очень просто. Нужно уметь работать с hex- редактором и знать особенности строения JPG-файлов. В общих чертах технология "очистки" такова:

1. Сохраняем заголовок оригинального JPG-файла в отдельный файл. Размер заголовка - 21 байт (14hex).

2. Ищем в оригинальном файле _последний_ JPG-поток (первый, если он вообще есть, принадлежит "миниатюре").

3. После строки "Adobe dA" находим начало этого потока (он начинается с байтов 0xDBh,0x00h).

4. "Пришиваем" поток к заранее записанному заголовку таким образом, чтобы начинающие поток байты 0xDBh и 0x00h оказались соответственно 22-м и 23-м (15hex и 16hex).

Проведя этот эксперимент на нескольких взятых через Internet JPG-картинках (если судить по заголовкам, для их подготовки использовались Photoshop 4.0, 5.0 и 5.2), я составил небольшую таблицу:

Nr файла
 
Размер, заданный
Photoshop, байты
Размер после очистки
от мусора, байты
Выигрыш,
байты
156834499086926
243453398453608
31531796935624
41431985955724
5697532953050
6629631773119
7705321974856
854688824586

Невооружённым глазом видна тенденция увеличения выигрыша при уменьшении размера файла. Обратите внимание, в двух последних случаях размер добавленных Photoshop'ом данных значительно превышает размер собственно картинок. В последнем случае "чистый" файл (его размер 35x40 pixels) В ШЕСТЬ РАЗ меньше того, что получается на выходе Photoshop'а.

А теперь вспомните, что большинство наших доблестных web-мастеров используют для создания оформления сайтов именно Photoshop, естественно, ничего за ним не вычищая. И прикиньте _средние_ размеры картинок, которыми они манипулируют...

Возникают вопросы:

1. Формат JPEG при сохранении использует сжатие информации с потерей части данных, и поэтому для постоянного редактирования непригоден - картинка рано или поздно разрушается. Это выходной формат, предназначенный только для "публикации" (на экране) *. В таком случае, КАКОЙ ВООБЩЕ СМЫСЛ включать в него миниатюры и таблицы цветов, читаемые _только_ программой-редактором?

(* Кстати, Adobe в справке по Photoshop 5 это признаёт:

"Because the JPEG format discards data, it is important to save JPEG files only once. Edit and save your image in a format that does not discard data (such as the Photoshop format), and save in JPEG format only as a final step." В той же справке сказано также про _возможность_ (но ничего не сказано про _желательность для уменьшения размера файла_, а это, согласитесь, две разницы) отключения "миниатюр": "...if you find that a Java application cannot read your JPEG file (in any color mode), try saving the file without a thumbnail preview." Про цветовые таблицы IEC не только касательно JPG-файлов, но вообще во всей справке Photoshop 5 не сказано _ничего_.
)

2. Основная цель, которую ставили перед собой разработчики JPG - МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЁМ ФАЙЛА ПРИ МАКСИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ И КАЧЕСТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. С увеличением объёма файла алгоритм компрессии JPEG позволяет либо существенно улучшить качество изображения, либо увеличить его размер (а также то и другое одновременно) *.

Так насколько, по сравнению с картинками, сохранёнными в формате JPEG с помощью Photoshop, картинки, сохранённые в формате JPEG другими программами, будут ПРИ РАВНЫХ, А ТО И МНОГОКРАТНО МЕНЬШИХ, РАЗМЕРАХ качественнее или больше? Опыт показывает, что разница ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕННА, ОСОБЕННО ДЛЯ WEB... И она не в пользу Photoshop.

(* Adobe в справке по Photoshop 5 признаёт и это: "When saving in Joint Photographic Experts Group (JPEG) format, you can specify the image quality and compression level. To specify image quality and compression, enter a value between 0 and 10, or choose an option for Quality, or drag the slider. There's always a trade-off between image quality and the amount of compression: higher-quality images use less compression (and more disk space) than lower-quality images.")

3. Насколько правомочно несанкционированное и непредотвратимое пользователем записывание ImageReady и Photoshop сведений об их использовании (и, в случае Photoshop, сведений о версии) в выходные JPG-файлы? А если рассматривать это как форму рекламы, проводимой фирмой Adobe через _каждого из пользователей Photoshop и ImageReady_ без их ведома?

4. Какой финансовый ущерб из-за порою МНОГОКРАТНОГО роста объёма передаваемых графических файлов, и, соответственно, увеличения нагрузки на коммуникации, по вине разработчиков Photoshop НЕВОЛЬНО несут пользователи, web-мастеры, Internet-провайдеры, владельцы серверов и каналов связи? Ведь они, как правило, ничего не знают и не могут знать об указанных "особенностях" Photoshop! Именно невольно, потому что ни в лицензии, ни в справке Adobe Photoshop (как минимум 5-й версии) НЕ СКАЗАНО, что он НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для редактирования JPG-файлов, используемых в качестве Internet-графики! Напротив, в справке указаны примеры по обработке для использования в Web файлов формата GIF. Таким образом, _пригодность Photoshop для использования в Web-целях ОФИЦИАЛЬНО НЕ ОТВЕРГАЕТСЯ_.

И ещё один вопрос: зачем всё это (кроме, разве что, пункта 3, с ним как раз всё ясно) нужно корпорации Adobe?

Выскажу свое предположение. Возможно, Adobe таким образом хочет "оправдать" факт включения ImageReady в один комплект с Photoshop 5.5. Дело в том, что в JPG-файлы, создаваемые "ориентированной на Web-использование" ImageReady, "таблицы цветов" не добавляются, и для использования в Internet такие JPG действительно гораздо приемлемее. Другое дело, что за такой "комплект", вероятно, придется платить больше, чем за отдельно взятый Photoshop.

Поскольку на самом деле для создателей Photoshop не составило бы абсолютно _никакого_ труда "заставить" его сохранять JPG-файлы так же компактно, как ImageReady, я считаю, что имеет место уже не просто очередное попирательство интересов пользователей, а ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ КОРПОРАЦИЕЙ Adobe ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ. И на мой взгляд, его давно пора пресекать соответствующими судебными исками.

- Павел Кармышев
ourtv@hotmail.ru



Наверх Письмо Web-мастеру