Проект 'ПОтребитель'
Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы
Законы | Ссылки | О проекте | Off topic


О необходимости защиты прав потребителя в сфере информационных технологий.

Середа С.А., докторант Экономической Академии РМ

 

Информационный бизнес, на сегодняшний день, по прибыльности опережает даже туристический. Торговля информационными технологиями, информационными продуктами и услугами постоянно расширяется вслед за экспансией самих информационных технологий. Разработчики и продавцы информационных продуктов постоянно их развивают и совершенствуют. Специально для защиты производителей информационных технологий была разработана законодательная база, позволяющая активно защищаться против пиратов и недобросовестных покупателей. Как правило, рассмотрение данного рынка представляет собой анализ существующей экономической ситуации, анализ возможностей ведущих производителей, а так же законодательной защиты авторских прав. В то же время, необходимо помнить, что рыночный процесс предполагает взаимодействие двух сторон, то есть продавца и покупателя. Целью данной работы является анализ рынка информационных технологий с точки зрения покупателя и защиты его потребительских прав.

При рассмотрении рынка потребительских товаров и услуг, можно заключить, что ситуация на этом рынке, несмотря на достаточно большое число действующих на сегодняшний день организаций и движений по защите потребительских прав, остается довольно сложной и обман покупателей до сих пор - далеко не редкая вещь. Необходимо учесть, что этот рынок освоен и действует уже десятки лет, большинство товаров знакомо потребителям, как и прецеденты, связанные с нарушениями потребительских прав. Существует множество выигранных судебных дел, в результате которых нарушения потребительских прав были признаны и доказаны, ущерб - возмещен, а виновники - наказаны. Защитники прав потребителей находятся в постоянной борьбе с их нарушителями, права потребителя гарантируются государством, существуют и активно действуют организации по сертификации и стандартизации, ведутся телевизионные кампании по информированию потребителей. И, несмотря на все эти (иногда довольно эффективные) меры, нарушения прав потребителей существуют не только в местах розничной торговли (на рынках), но и во вполне респектабельных торговых организациях.

Скорее всего, главной причиной неискоренимости данного вида нарушений является человеческий фактор. До сих пор далеко не всякий покупатель хотя бы просто пересчитывает полученную сдачу, не говоря уже о том, чтобы проверить происхождение и срок годности товара, внимательно прочесть инструкцию и ознакомиться с гарантийными обязательствами и условиями их исполнения. Нередко вышеупомянутые сопутствующие товару документы прямо противоречат действующему законодательству. Играет свою роль и так называемый "синдром обреченности" , выражающийся в уверенности в том, что "все равно ничего не сделаешь". Существует так же множество других причин, позволяющих продавцам продолжать нарушать права потребителей. Несмотря на все вышеперечисленные отрицательные факты, движение по защите прав потребителей на рынке потребительских товаров и услуг можно назвать довольно успешным и динамически развивающимся.

Какова же аналогичная ситуация на рынке информационных технологий (ИТ)? Если на рынке потребительских товаров и услуг отношения продавец-клиент поддаются регулированию, а нарушения потребительских прав воспринимается практически как мошенничество, то на рынке ИТ подвергается сомнению даже сам факт наличия у потребителя каких-либо прав вообще, не говоря уже о необходимости их защиты. Отношения на этом рынке носят близкий к доисторическому характер при полном господстве стороны продавца.

Для того, чтобы в этом убедиться необходимо просто внимательно ознакомиться с любым текстом так называемой лицензии на использование программного продукта. Практически в любой такой лицензии в явной форме указано, что фирма-производитель ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за любой ущерб, причиненный пользователю программы в результате ее использования или невозможности использования, будь то прямой или косвенный ущерб. Разумеется, ни о каких гарантийных сроках нет даже и речи. В то же время пользователю строго воспрещается предпринимать какие-либо попытки по самостоятельному исследованию программного продукта, даже с целью исправления явных ошибок под предлогом нарушения авторских прав фирмы-производителя. Можно так же упомянуть и повсеместное несоблюдение требований законодательства об обязательном предоставлении сопутствующей технической документации на государственном языке страны-импортера.

Приведенные примеры являются явным и прямым нарушениям торгового законодательства и норм по защите прав потребителя, а так же и законодательства об авторских правах. К сожалению эти факты являются далеко не единственными, а лишь малой частью существующих сегодня на рынке нарушений. При этом подавляющее большинство агентов рынка ИТ не считает указанную ситуацию чем-то из ряда вон выходящим и вполне с ней уживается.

 

Существует целый ряд причин создания такой катастрофической ситуации на рынке ИТ.

1) Этот рынок крайне молод и его возраст насчитывает всего 3-4 десятилетия, при этом рынок ИТ, в его сегодняшнем агрессивном и массовом виде, сформировался лишь около десятилетия назад. Кроме того, в настоящий момент коммерческая область информационных технологий развивается довольно интенсивно, приводя к частым и резким изменениям на рынке, что затрудняет разработку достаточно жесткой системы правил для контроля за данным рынком.

2) Несмотря на свою обширность и массовость, рынок ИТ является крайне специализированным, при этом конечным пользователям предоставляется минимум информации о продаваемых информационных продуктах, что сразу же ставит потребителя в невыгодное положение. Сейчас лишь небольшое количество специалистов может дать четкое определение модному сегодня словосочетанию "информационная технология", а большинство конечных потребителей информационных продуктов просто не обладает квалификацией, позволяющей оценить качество этих продуктов.

3) На рынке ИТ, как нигде, силен психологический фактор, связанный с психологической инерцией в восприятии данного рынка. В конечном итоге, все "обычные" потребительские товары обладают физическими характеристиками, их можно пощупать, надкусить, измерить, взвесить и т.д. Хотя на рынке ИТ так же продаются осязаемые товары (например, офисная техника, ЭВМ, комплектующие, коммуникационные средства), все больший вес здесь приобретают "нематериальные продукты" (программное обеспечение (ПО), консалтинг, информационное обслуживание, управление производством, обучение и др.). Именно вокруг этих товаров и услуг концентрируются трудности, связанные со скоростью развития рынка, недостаточной информированностью потребителей и психологической инерцией. Данный вид информационных продуктов нельзя ни взвесить ни измерить, большинство их оценочных показателей являются качественными, а не количественными, и носят косвенный и субъективный характер, что, разумеется, создает множество возможностей для спекуляций с правами потребителей. Ввиду вышеуказанных причин, крайне тяжело выполнять контроль качества информационных продуктов, а так же производить их стандартизацию и сертификацию. Кроме того, многие ведущие производители на рынке ИТ, в меру своих сил, препятствуют процессам унификации и стандартизации ИТ. С этим связана и другая проблема - несоответствие цен на информационные продукты реальным затратам на их производство, нередко их различие в десятки раз.

4) Рынок ИТ зарождался как рынок с господством небольшого количества производителей-продавцов ИТ при многократном превышении предложения спросом. Несмотря на то, что сейчас предложение примерно сравнялось со спросом, если даже его не превысило, инерционные факторы обуславливают сохранение до сих пор ситуации, когда производитель полностью диктует свою волю потребителю. Это выражается как в виде уже упомянутой проблемы непомерного завышения цен на информационные продукты, так и в виде до сих пор господствующей практики отказа фирмами-производителями от каких бы то ни было гарантийных обязательств на информационные продукты, в том числе ПО. Другим аспектом данной проблемы является абсолютное господство авторского права и права интеллектуальной собственности, а так же табу на всякое обсуждение этих прав. Этот факт является явным нарушением законодательства о защите прав потребителей, так как потребитель обладает законным правом на получение максимально полной и достоверной информации о приобретаемом товаре, а так же правом информировать других потребителей об обнаруженных скрытых дефектах товаров. Производители же информационных продуктов категорически запрещают исследовать приобретенные товары и, тем более, распространять информацию, полученную в результате данного анализа, усматривая в этом нарушение авторских прав и прав на интеллектуальную собственность. Конфликтует с законодательством и вышеупомянутый отказ от гарантийных обязательств, так как государство обязывает производителя любого товара выполнять бесплатное гарантийное обслуживание или замену своего товара в течение указанного им гарантийного срока или, если срок не указан, 1 года со дня продажи либо в течение срока службы товара, если он меньше 12 месяцев. (1 год предусматривается законодательством Р.М.)

5) "Правота" производителей ИТ широко пропагандируется СМИ. Пропагандируется презумпция виновности пользователей ИТ. Широкой публике показывают "бессовестных" пиратов, осмелившихся посягнуть на "священные" авторские права производителей ИТ, а так же страшные кары, постигшие отступников. При этом нередка ситуация, когда на пиратство списываются убытки, понесенные фирмами из-за их собственных ошибок, например, низкого качества продукции, ее несоответствия требованиям пользователей или плохо проведенных маркетинговых мероприятий, все равно утверждения об ущербе от пиратства практически невозможно проверить.

6) Существует такая проблема как практически полное отсутствие инициативного слоя по защите прав потребителей на рынке ИТ. Причин этому две:

  1. Первый участник рынка, производитель ИТ, в этом не заинтересован, так как защита прав потребителей отбирает у него сверхприбыли.
  2. Второй участник рынка, потребитель, делится на три группы: те, кто знает, что такое права потребителей, но не знает, что такое ИТ; те, кто знает, что такое ИТ, но не знает, что такое права потребителей; и те, кто не знает ни о том, ни о другом.

Следовательно, вероятность стихийного создания движения в защиту прав потребителей крайне низка.

7) Если крупные производители действуют на рынке ИТ десятилетиями, то потребители сменяются намного чаще. Можно сказать, что "выращиваются" целые поколения потребителей ИТ, принимающих текущую ситуацию как саму собой разумеющуюся, и не допускающих даже мысли о необходимости что-либо менять.

Таким образом, создана ситуация, в которой ни конечные пользователи ИТ, ни даже многие специалисты в этой области просто не способны сопоставить рынок ИТ с проблемой защиты прав потребителей.

Вследствие такой политики большинства производителей ИТ возник ряд негативных факторов, среди которых можно выделить:

  1. Отсутствие системы государственной сертификации информационных продуктов.
  2. Отсутствие норм проектирования и стандартов качества программных продуктов.
  3. Отсутствие обязательного лицензированиядеятельности в сфере ИТ, за исключением методов и средств криптографической защиты информации.
  4. Отсутствие выходного и входного контроля качества информационных продуктов.
  5. Разработка тупиковых ветвей развития ИТ как следствие преследования частных интересов производителей и отсутствия государственного контроля.

Исходя из всего вышеизложенного можно заключить,что в организации движения по защите прав потребителей в сфере ИТ существует самая настоятельная необходимость.

В настоящий момент есть два пути развития такого движения:

  1. Открытие направления на ИТ в уже существующих движениях и организациях по защите прав потребителей.
  2. Создание специфичного для ИТ движения.

Проблемы первого пути заключаются в "чуждости" и непонятности рынка ИТ для специалистов, привыкших иметь дело с обычными потребительскими товарами.

Проблемы же второго пути заключаются в неизвестности и отсутствии авторитета среди широкой публики у вновь созданного движения по защите прав потребителя.

Уже в рамках деятельности такого движения, необходимо обратить внимание государственных органов сертификации, стандартизации и контроля на глубину проблемы на рынке ИТ. Кроме того, необходимо будет оказывать упомянутым учреждениям помощь информативного, консультационного и методологического характера. Таким образом, может быть положена основа для упорядочения одного из самых хаотичных рынков в мировой экономике.

В заключение необходимо отметить, что приоритетными направлениями по регулированию рынке информационных технолгий следует считать:

  1. Разработка государственных стандартов на компоненты ИТ (вычислительная техника, ПО и пр.)
  2. Сертификация компонент ИТ:
  3. Лицензирование деятельности по разработке и реализации компонент ИТ
  4. Разработка общепринятой технологии тестирования компонент ИТ



Материал конференции: "Философия, биоэтика и проблемы выживания человечества", секция "Информационные технологии", г. Кишинев, 25/04/2001

Наверх Письмо Web-мастеру