Главная | Новости | Информация | Статьи | Программы Законы | Ссылки | О проекте | Off topic |
Развитие технологий обработки и передачи данных привело к массовому распространению персональных компьютеров (по данным IDC и eTForecast к 2005 году в мире будет насчитываться 892 миллиона пользователей персональных и 149 миллионов пользователей карманных ПЭВМ), а также появлению и росту глобальных информационных сетей (по данным NetCraft к 2003 году сеть Internet насчитывала порядка 40 миллионов серверов). Таким образом, возникла принципиально новая инфраструктура распространения информации. В первую очередь, она стала использоваться для передачи текстовой информации (в том числе, литературных и научных произведений), программного обеспечения и фотоматериалов. Позднее, успехи в области технологий сжатия данных, в частности, появление форматов MP3 и DivX/MPEG4, а также рост пропускной способности каналов связи, сделали возможным распространение аудио и видеопроизведений.
Механизм распространения произведений при помощи глобальных сетей передачи данных (Internet, CompuServe, AOL и т.п.) обладает рядом преимуществ, по сравнению с классическими системами распространения произведений:
Эти преимущества придают "цифровому" распространению произведений большую привлекательность и являются экономическими предпосылками для его широкого использования.
В то же время, указанные преимущества являются и серьезными недостатками "цифрового" распространения произведений, так как они же создают оптимальные условия для распространения произведений без санкции правообладателя (т.н. "пиратства"). Ещё более осложняет ситуацию техническая невозможность запрета распространения произведений в электронной форме. Фактически, несанкционированное распространение произведения начинается с того момента как его "цифровой" экземпляр попадает в руки недобросовестного покупателя. В этом случае нулевая стоимость тиражирования позволяет использовать единственный экземпляр для покрытия всего теневого спроса на произведение.
Изначально, теневое распространение произведений происходило в ограниченных группах при помощи обмена носителями данных ("Small-Worlds Networks" [6]). С развитием Intenet появилась возможность сетевого обмена данными, что привело к появлению специализированных серверов, ориентированных на сбор экземпляров произведений и дальнейшее несанкционированное их тиражирование и распространение ("Central Internet Servers" [6]). Однако, с развитием системы правового регулирования Intenet, подобные серверы перешли на нелегальное положение. Данная ситуация послужила катализатором для развития сетей типа "точка-точка" (peer-to-peer), предназначенных исключительно для обмена (в т.ч. нелегального) "электронными" произведениями. Первое поколение этих сетей (Napster, Kazaa) имело топологию типа "звезда", центром которой являлся сервер "пиринговой" сети, а лучами - каналы связи с её пользователями. Подобная система была устойчивее к легальным претензиям, т.к. все передаваемые в такой сети материалы хранились у пользователей, сервер же предоставлял услуги связи между пользователями и предоставлял каталог распространяемых в сети материалов. Но закрытие Napster показало, что и подобные сети уязвимы. Это стимулировало появление второго поколения "пиринговых" сетей, отличающихся топологией типа "сеть" (Gnutella, eMule, Freenet). Подобные сети не нуждаются в центральном сервере и являются полностью распределёнными. В настоящее время предпринимаются попытки поставить подобные сети вне закона, однако, например Gnutella официально используется корпорацией RedHat для распространения ОС Линукс, её обновлений и программ для этой ОС. Таким образом, "пиринговые" сети переходят в разряд стандартных средств обмена данными, таких как Usenet и e-mail (которые, кстати, так же используются "пиратами"). Кроме того, так как существование "пиринговых" сетей зависит только от их участников, законодательное и административное регулирование в этой области представляется затруднительным. Вкупе с продолжающимся развитием подобных сетей, в частности, с применением средств обеспечения анонимности участников и криптографического закрытия передаваемой информации, эти факты позволяют строить неутешительные прогнозы насчёт перспектив противодействия подобным механизмам [6, 13, 14].
С другой стороны, аудио и видеозаписывающими компаниями, издательствами и производителями программного обеспечения постоянно проводятся исследования, направленные на поиск путей снижения потерь от теневого оборота произведений. Результатами подобных исследований являются многочисленные методы и способы борьбы с "пиратством". По нашему мнению, можно выделить следующие стратегии получения прибыли при "цифровом" распространении произведений:
Все вышеперечисленные стратегии обладают своими преимуществам и недостатками, но, по нашему мнению, наиболее приемлемыми с точки зрения соблюдения прав аудитории являются три последних стратегии [1, 4, 5, 8, 10, 11]. Их применение даёт доступ к произведению, не ограничивает прав на получаемый экземпляр произведения и, в то же время, позволяет распространителю получать прибыль.
Существует и другая причина, которая должна стимулировать переход к более либеральным стратегиям распространения произведений. Для её выявления необходимо проанализировать функции, которые выполняют издательства и аудио и видеозаписывающие компании. Это вёрстка, запись, или аранжировка произведения, создание оригинал-макета, тиражирование экземпляров, реклама, доставка и реализация экземпляров произведения. Практически все эти операции автор (физическое или юридическое лицо) сегодня способен выполнить самостоятельно, используя современные средства обработки данных. Об этом свидетельствует появление литературных и научных произведений, видеоклипов, аудиозаписей, компьютерных программ, которые создаются и распространяются автором самостоятельно. Таким образом, необходимость в посреднических услугах издательств и записывающих компаний постепенно падает. При этом сами авторы, как правило, намного либеральнее относятся к несанкционированному распространению своих произведений в глобальных сетях (примером может служить библиотека Мошкова - http://www.lib.ru ).
Видится целесообразной разработка распространителями произведений новых деловых приёмов, адекватных реальным современным условиям распространения произведений в "электронной" форме. В то же время, нам кажется маловероятной ситуация, в которой электронная коммерция полностью заменила бы издательский бизнес и индустрию аудио-видеозаписи. Иными словами, "силовые" методы борьбы с "пиратством" останутся в силе, но должны будут отойти на второй план.
Литература:
Наверх | Письмо Web-мастеру |